Всемирный день качества – 10 ноября
10 ноября 2016г. отмечается Всемирный день качества. Всемирный день качества был учрежден в 1989 году по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации качества (EOQ), Японского союза учёных и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству, при поддержке Организации Объединённых Наций. ЕОК была основана в 1956 году, членами этой международной организации являются 46 государств и Россия тоже входит в их число.
Цель Всемирного дня качества - привлечение внимание мировой общественности к проблеме качества, активизация деятельности, направленной на повышение качества и безопасности для человека товаров и услуг, окружающей среды, а также степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.
Важным направлением работы Управления Роспотребнадзора является контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований технических регламентов. В настоящее время Роспотребнадзору подконтрольны 20 технических регламентов Таможенного союза по безопасности продукции. За 9 месяцев 2016года по данному направлению работы проведено 1659 проверок. По результатам проведённых проверок составлено 765 протоколов об административных правонарушениях, что на 15,4% больше к уровню прошлого года, наложено 949 административных штрафов на сумму 7410,4 т.р. против 5239,9 т.р. за 9 месяцев 2015 года.
При осуществлении контрольно-надзорной деятельности специалисты Управления большое внимание уделяют контролю и надзору за качеством и безопасностью товаров. Кроме того, по результатам проведённых проверок были выявлены нарушения, связанные с непредставлением надлежащей информации об изготовителях, исполнителях, продавцах и о товарах, работах, услугах, ненадлежащим оформлением сделок, включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей, введением потребителя в заблуждение относительно свойств товаров, сроков оказания услуг, не предоставление документов, подтверждающих соответствие товаров (деклараций, сертификатов о соответствии) и др.
Анализируя причины обращений потребителей, следует отметить, что 70-80% жалоб связаны с продажей товаров с недостатками и оказанием услуг ненадлежащего качества.
Чаще всего продавцами товаров нарушаются требования статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающей права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Продавцами нарушается право потребителя на выбор требования, безосновательно отказывается в удовлетворении требования на обмен товара с недостатком, в расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, не соблюдаются сроки удовлетворения требований, не проводится проверка качества и/или экспертиза товара. Наиболее проблемной группой товаров с точки зрения нарушенного права являются технически сложные товары бытового назначения.
Наибольшее количество жалоб на ненадлежащее качество выполненной работы (оказанной услуги) касалось услуг по изготовлению и установке мебели, оконных и дверных блоков, ремонту компьютерной техники, сотовых телефонов, радиоэлектронной и фото и видеоаппаратуры. Потребители в своих обращениях в Управление чаще всего жаловались на нарушение сроков оказания услуг и устранения недостатков, оказание услуг ненадлежащего качества, повреждение (порчу) вещей потребителя при проведении ремонта.
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) определены в статье 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (10-дневный срок).
Не все потребители знают, что недостатки выполненной работы (оказанной услуги) устраняются в разумные сроки назначенные потребителем (статья 30 Закона).
В настоящее время работает Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, который создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их имущественных интересов, адрес сайта в Интернете: http://www.zpp.rospotrebnadzor.ru [3]
На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты .
В открытом доступе опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку.
Отдельного внимания заслуживают опубликованные в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Справка:
За 9 месяцев 2016 года в Управление поступило 6335 обращений потребителей, связанных с нарушением их прав, в том числе 6054 письменных (за 9 мес. 2015г. – 5754), что на 5,2% выше уровня прошлого года.
Наибольший удельный вес в общем объёме обращений продолжают занимать жалобы на сферу розничной торговли - 33%, оказание жилищно-коммунальных услуг – 23%, деятельность на финансовом рынке – 12,6%, бытовые услуги – 7,4%, услуги связи – 5,6%. При этом следует отметить увеличение удельного веса обращений в общем их объёме на сферу торговли – на 0,9%, , на жилищно-коммунальные услуги – на 4%, при этом снизился удельный вес обращений на финансовые услуги на 2,6%%, на бытовое обслуживание – на 2,1%, услуги связи – на 1,4%. Как и в предыдущие годы сохраняется тенденция к росту жалоб на сферу услуг. Так, удельный вес обращений на сферу услуг составил 67%.
Links
[1] http://vk.com/share.php?url=http://www.52.rospotrebnadzor.ru/content/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%E2%80%93-10-%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F
[2] http://www.facebook.com/sharer.php?u=http://www.52.rospotrebnadzor.ru/content/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%E2%80%93-10-%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F
[3] http://www.zpp.rospotrebnadzor.ru
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, 2006-2015 г.