В Управление Роспотребнадзора в 2017 году поступило более 2,4 тыс. обращений на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли

В Управление Роспотребнадзора в 2017 году поступило  более 2,4 тыс. обращений на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли

 

        В Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в 2017году поступило  2421 обращение (в 2016г.-2596) на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли, их них по видам торговли:

-на торговлю продовольственными товарами – 372, что составляет 15,4%, (в 2016г.- 604 (23,3%);  

-на торговлю непродовольственными товарами – 2049, что составляет 84,6% (в 2016г. -1992 (76,7%);                                             

   Основные причины обращений граждан:

-продажа некачественных товаров;

-нарушение сроков удовлетворения законных требований потребителя на расторжение договора, замену товара, устранения недостатков;

-отказ в удовлетворении законных требований потребителя;

-не предоставление товара, обладающего теми же потребительскими свойствами на период ремонта и замены товаров ненадлежащего качества;

-нарушение сроков поставки товара;

-не предоставление информации о товаре, его потребительских свойствах, производителе, его местонахождении, импортере, сроках гарантии и службы;

-не проведение предусмотренной Законом экспертизы или необоснованное понуждение к ее оплате;

-уклонение от принятия претензии потребителя и товара с недостатками, др.

   Наиболее частыми обращениями за истекший период времени являлись обращения граждан на продажу технически сложных товаров, легкой промышленности, а также продажу мебели,   где основой обращений было  уклонение от расторжения договора как качественных, так и некачественных товаров.

По итогам работы за 2017год проведено 850 проверок, нарушения установлены при 645 проверках - 75,9%, в 2016г. этот показатель составлял 70,8%. Выявлено 2624 нарушения, что превышает аналогичный показатель за 2016г. на 12%.  Наибольший удельный вес в общем объёме нарушений занимают: нарушения, связанные  с не предоставлением информации об изготовителе, о продавце, товаре– 31% (в 2016 г. - 28,4%); нарушения правил продажи отдельных видов товаров, дистанционным способом, по образцам – 29,5% (в 2016г. - 39,6%);  нарушения по качеству товаров реализуемых населению – 5.3% (в 2016г. -5,7%); нарушения требований установленных международными договорами РФ (технических регламентов Таможенного союза) -16,4% (в 2016г. -13,1%); нарушения, связанные с включением в договор условий ущемляющих права потребителей составили – 3,1% (в 2016г. - 2,3%) и другие нарушения законодательства. Составлено 1457  протоколов об административных правонарушениях, вынесено  1521  постановление по делу  административного наказания,  общая сумма наложенных штрафных санкций  на предприятия торговли  7060,5 т.р.

        За  2017 год  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в сфере торговли выдано 162 предписания об устранении выявленных нарушений,  вынесено 959   представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что на 9,2% превышает показатель предыдущего года и направлено на профилактику правонарушений в сфере торговли. На рассмотрение в суды направлено 118 дел об административных правонарушениях, решения  приняты о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания по 62 делам.

      Судебная  защита потребителей в сфере торговли занимает доминирующее положение в  реализации права, предусмотренного ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 , в части обращения Управления в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Так,  за 2017 год по искам потребителей в сфере торговле специалистами Управления было дано 112  заключений по делу (в 2016 году -97), все решения судами были вынесены в пользу потребителей и присуждено денежных средств  2774,3 т.р., в том числе компенсация морального вреда  198,0  т.р.  От имени Управления в защиту прав потребителей было подано 76 исков (в 2016г.- 65 исков), в т.ч. 1 иск в защиту неопределенного круга потребителей, 75 исков в защиту конкретного потребителя, по 64 искам судом приняты решения в пользу потребителей  и присуждено денежных средств в сумме 4497,6 т.р., в том числе компенсация морального вреда  129,5 т.р.