О результатах контрольно-надзорной деятельности в сфере оказания платных медицинских услуг

О результатах контрольно-надзорной деятельности в сфере оказания платных медицинских услуг

 

          В 2017 году проведено 125 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию платных медицинских услуг, выявлено 343 нарушения законодательства, что в 2раза больше, чем в прошлом году. Наибольший удельный вес в общем объёме нарушений прав потребителей занимали нарушения, касающиеся не предоставления информации об услугах и исполнителях, несоблюдения правил оказания услуг,  включения в договор условий, ущемляющих права потребителя.

            В 2017 году в Управление поступило 228  обращений потребителей   платных медицинских услуг.

      Основные причины обращений граждан:

- не качественное оказание услуг;

- не предоставление  необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах;

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей;

- отказ в расторжении договора  и возврате денежных средств за оказание некачественной услуги;

- навязывание заключения договора на оказание платных медицинских услуг, а также договора купли-продажи товаров медицинского назначения, биологически активных добавок с использованием заёмных денежных средств в результате посещения потребителями различного рода бесплатных презентаций медицинских услуг и отказ в расторжении данных договоров.

              В 2017 году возросло количество медицинских организаций, заключающих договоры путём проведения бесплатных презентаций услуг. От граждан, принявших участие в презентациях и заключивших договоры,  поступило более 100 обращений. По результатам рассмотрения данных обращений принимались меры административного воздействия, потребителям давались разъяснения по порядку действий по расторжению договоров на оказание медицинских услуг, кредитных договоров, оказывалась судебная защита по восстановлению нарушенных прав.

                        Наибольшее количество нарушений было связано с не предоставлением необходимой и достоверной информации об исполнителе, месте его нахождения, размещаемой на официальных сайтах организаций, отсутствие информации об оказываемых услугах: перечень услуг, их стоимость, сроки и  условия оказания, сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов, о номере лицензии, сроках её действия и органе выдавшем лицензию, правила оказания платных медицинских услуг.

                   В нарушение Правил оказания платных медицинских услуг, предусматривающих обязательную письменную форму договора, при анализе которого выявлялись случаи включения в договор, условий ущемляющих права потребителей. 

          Используя гражданско-правовые механизмы защиты прав потребителей в рамках возложенных полномочий, Управление оказывает помощь в составлении исковых заявлений в суд, обращается в суд с исковыми заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределённого круга потребителей, участвует в судах в целях защиты прав потребителей в качестве государственного органа, дающего заключение по делу. 

В 2017 году дано 1 заключение по делу. Требование потребителя судом удовлетворено. Присуждено денежных средств в пользу потребителя в сумме 44 т.р., в том числе компенсация морального вреда составила 5,0 т.р.

         По итогам проверок в сфере платных медицинских услуг за 2017г. Управлением принимались меры административного воздействия, составлен 141 протокол об административных правонарушениях, вынесено 138 постановлений о наложении административного взыскания на сумму  456,6 тыс. руб., выдано 26  предписаний об устранении выявленных нарушений, 87 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

            В судебные инстанции направлено 6 материалов дел об административных правонарушениях.