В 2015 году проверено 92 медицинских учреждения, осуществляющих деятельность по оказанию платных медицинских услуг

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека по Нижегородской области

603950, г. Нижний Новгород, ул. Тургенева, д.1

тел/факс (8312) 436-78-90, 436-78-73. E-mail: sanepid@sinn.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ

В 2015 году проверено 92 медицинских учреждения, осуществляющих деятельность по оказанию платных медицинских услуг

Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области информирует:

В 2015 году проведено 114 проверок (2014г.-135) в отношении 92 медицинских учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию платных медицинских услуг, из них 60% проверок организовано в плановом порядке, основаниями для остальных мероприятий по контролю послужили обращения потребителей и контроль исполнения ранее выданных предписаний по устранению выявленных нарушений. Нарушения установлены при 82 проверках, при этом удельный вес проверок с нарушениями снизился с 84% в 2014году до 72% в 2015г. Следует отметить, что при плановом контроле нарушения были выявлены в 98,5% проведённых проверок. В результате контрольно-надзорной деятельности в 2015 году количество нарушений законодательства снизилось с 319 в 2014г. до 217 или на 32%. Из числа выявленных нарушений 98 (45,2%) касалось нарушения правил оказания платных медицинских услуг, 99 (45,6%) не предоставления потребителям необходимой и достоверной информации об услугах и исполнителях, по 7(3,2%) – связано с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, и качеством оказываемых медицинский услуг, 6 (2,8%) – иных нарушений.

В сравнении с прошлым годом следует отметить снижение количества нарушений, связанных с несоблюдением правил оказания медицинских услуг на 33,8%, включением в договор условий, ущемляющих права потребителей на 61%, при этом увеличились нарушения, касающиеся не предоставления потребителям необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах и исполнителе на 6,5%.

При рассмотрении и анализе договоров на оказание платных медицинских услуг, заключённых с потребителями, установлено, что в нарушение требований пункта 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012г. №1006 (далее – Правила) заказчику Ш. не была представлена необходимая информация, в том числе: указание органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц; условия предоставления платных медицинских услуг, номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа.

Кроме того, в нарушение положений пункта 15 Правил отсутствует письменное уведомление заказчика о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

В нарушение пункта 28 Правил отсутствует информированное добровольное согласие законного представителя потребителя, данное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

При рассмотрении скриншотов страниц с официального сайта Общества, подтверждающих предоставление информации на сайте, установлено, что потребителям не представляются необходимые сведения в соответствии с пунктом 11 Правил, а именно: наименование юридического лица; указание органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц; наименование, адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа, выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности; порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При проверках по обращениям потребителей были выявлены факты не заключения в письменной форме договора на оказания платных медицинских услуг, что является обязательным в соответствии с Правилами.

Данные нарушения образуют состав административного нарушения по ч.1ст.14.8 КоАП РФ.

При анализе договоров об оказании платных медицинских услуг, выявлено включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Так, например, В пункте 5.4. Договора указано: «Пациент имеет право отказаться от получения услуг (до момента их оказания), при этом Пациент обязан полностью возместить Детскому медицинскому центру понесенные убытки, если услуга не могла быть оказана или её оказание было прервано по вине Пациента».

В соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). На основании ст.32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

Пунктом 22 Правил установлено: В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

В п.1 ст.782 ГК РФ также определено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время, если оплатил исполнителю фактически понесенные им расходы. Произведение иных удержаний законодательством не предусмотрено.

Таким образом, включение в п.5.4. Договора условия о возложении на Пациента обязанности при расторжении договора оплатить не только фактически понесенные расходы, но и убытки, - противоречит нормам действующего законодательства, ущемляя законные права и интересы потребителя как стороны по договору.

В пункте 6.11. Договора указано: «В случае отказа Пациентом более 2 раз от проведения медицинской услуги данная услуга считается оказанной и не подлежит никаким компенсациям».

В пункте 9.2. Договора говорится: «По завершению срока действия настоящего договора невостребованные услуги Пациентом считаются оказанными и денежной компенсации не подлежат, за исключением услуг, перенесенных по медицинским показателям, подтвержденных документально». Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ определено, что: По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В пункте 23 Правил указано: Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

Таким образом, указанными выше законодательными нормами предусмотрено, что исполнитель предоставляет определенную медицинскую услугу (совершает определенные действия), которые заказчик оплачивает. Однако из содержания пунктов договора следует, что пациент (заказчик) должен оплатить не оказанную или невостребованную услугу, что противоречит положениям статьи 779 ГК РФ и пункта 29 Правил.

Из вышеуказанного следует, что Общество нарушило статьи 16,32 Закона и пункты 22,23 Правил, включив в договор условия, ущемляющие права потребителя, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.

В 2015 году в Управление на рассмотрение поступило 144 обращения потребителей (2014г.-124), в том числе 138 письменных. Удельный вес обращений, касающихся нарушения прав потребителей платных медицинских услуг составляет 1,6% в общем объёме обращений на нарушения прав потребителей (в 2014г. -1,3%). Рост обращений потребителей платных медицинских услуг в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 16,1%.

Управлением принимались меры административного воздействия в рамках установленных полномочий, в результате чего было выдано 32 предписания об устранении выявленных нарушений (2014г.- 63), 12 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (2014г.-30), составлено 76 протоколов об административных правонарушениях (2014г.-101), вынесено 86 постановлений о назначении административного наказания (2014г.-101), наложено штрафных санкций на сумму 143,1 т.р.(2014г.- 195,3т.р.), взыскано – 98,7 т.р. (2014г.- 219,3т.р.)., 2 протоколов направлено в суды (2014г.-7).

  1. В соответствии с взаимосвязанными положениями ч.1ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.3 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, привлекалось судом к участию в 2 судебных процессах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, все иски потребителей удовлетворены, в пользу потребителей присуждено денежных средств в сумме 9 тыс.руб.

 
За дополнительной информацией Вы можете обратиться
в пресс-службу Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области
к Екатерине Иконниковой - 432-94-30, 89202928865